*** дизайнеру, копирайтеру, редактору
Вам не кажется название на обложке завиральным? — Сто! новых!! главных!!! принципов!!!!
Для принципов «100» — слишком много. Так же точно не верится, что они «новые» и вдобавок все как один «главные». Если бы содержание книги соответствовала обложке, её не стоило бы даже брать в руки. К сожалению, русские издатели часто вместо того, чтобы перевести оригинальный заголовок сочиняют небылицы и вводят покупателя в заблуждение.
Оригинальное название книги «100 more things every designer needs to know about people». На русский язык можно перевести как «Ещё 100 вещей, которые нужно знать о людях каждому дизайнеру». Согласитесь, у этого названия смысл совершенно иной. К такой книге стоит приглядеться повнимательней. На самом деле, она будет полезна не только дизайнерам, но также и копирайтерам, и всем тем, кто сталкивается с необходимостью решать творческие задачи.
Содержание
Об авторе
Сьюзан Уэйншенк, поведенческий психолог, бихевиорист, имеет докторскую степень. С 1985 года работает в области дизайна и пользовательского опыта. Написала несколько книг; на русском языке вышли пять из них.
Краткий обзор
Книга среднего формата, в мягкой обложке, объём чуть меньше 300 страниц. Печать двухцветная — для заголовков, цитат и графики используется изумрудно-зелёный цвет; иллюстрации чёрно-белые.
Вначале заглянем в аннотацию:
<Книга> «продолжает открывать тайны психологии, нейрофизиологии и исследований мозга и предлагает сжатые практичные советы, которые позволят создавать удобный и привлекательный дизайн, отвечающий неосознанным требованиям людей.
Узнайте, как повысить эффективность ваших веб-сайтов, приложений, дизайна и продуктов».
Структура
Содержание размещено в начале. Книга состоит из 100 небольших глав. Все они имеют одинаковую структуру — внятную и помогающую в чтении: тезис-заголовок, затем рассказ об исследованиях, лежащих в его основе, пояснения. В конце каждой главы выводы. Главы сгруппированы в разделы «Как человек видит», «Как люди думают и запоминают», «Как люди принимают решения» и т. п.
Книгу не обязательно читать сплошняком. Главы, которые вам неинтересны можно пропустить без ущерба для понимания оставшегося текста, или вернуться к ним позднее.
Содержание
Сьюзан Уэйншенк рассказывает о психологических исследованиях, проведённых в последние годы и о том, как применить их результаты.
Некоторые рекомендации касаются дизайна. Например, какой должна быть структура сайта, как выбрать цветовую гамму или оптимальный шрифт. Однако, непосредственно дизайнерским штукам отведено не более половины книги. Довольно много рекомендаций применимы к работе с текстом. А описанные в книге закономерности работы мозга универсальны, и их понимание пригодится при решении любых творческих задач.
Книга не претендует на глубину, как, впрочем, и весь бихевиоризм. Рекомендации нацелены на то, чтобы научить читателя более эффективно манипулировать другими людьми: привлечь и удержать внимание, в чём-то убедить, побудить к конкретному действию.
Недостатки
К сожалению, в книге отсутствует ссылочный аппарат. Если вам захочется узнать об упоминаемых исследованиях подробнее, информацию придётся искать самостоятельно. Отчасти в этом поможет список литературы, размещённый на сайте издательства.
Что вы прочтёте в книге
Чтобы помочь вам составить о книге наиболее верное представление, я сделал выписки из нескольких глав.
Если вы дизайнер
№ 9 Дизайн оценивается за долю секунды
Как показывают исследования, долговременные суждения о привлекательности дизайна люди выносят за 500 мс (половину секунды), или быстрее. При этом наиболее важным фактором в оценке оказалась визуальная сложность. Самую низкую оценку получили слишком сложные варианты дизайна, а максимальную привлекательность обеспечивает низкая или средняя визуальная сложность.
№ 45 Люди верят машинам, которые похожи на людей
Роботы вызывают у людей разные реакции: от недостаточного доверия до симпатии, а затем и отвращения, в зависимости от степени похожести на человека. Резкое уменьшение уровня комфорта называют «зловещей долиной».
Не стоит проектировать механизм или анимацию, которые слишком напоминают людей и действуют как они.
№ 61 Расстояние от экрана — решающий момент
При проектировании следует отталкиваться не от разрешения экрана, а от расстояния, с которого пользователь будет смотреть на этот экран. Размер значков на экране должен увеличиваться пропорционально: на каждые 30 см расстояния нужно добавлять 1,3 см к размеру значка.
Свойства человеческой психики, знать которые особенно полезно копирайтеру
№ 23 Сложнее прочесть = проще запомнить
Сталкиваясь в процессе изучения со сложностями, люди обрабатывают информацию более глубоко, более отвлечённо и более тщательно. Отсутствие беглости сигнализирует о неважном усвоении материала, значит, ему начинает уделяться больше внимания. В итоге данные лучше выучиваются и дольше помнятся. Если вы хотите, чтобы люди изучили и запомнили предоставленную информацию, выбирайте для неё шрифт, слегка затрудняющий чтение.
№ 24 Существительные побуждают к действию сильнее глаголов
Позиция, выраженная посредством существительных, воспринимается как более обоснованная и устойчивая, чем позиция, описанная с помощью глаголов. В названиях кнопок формы или продающей страницы используйте не глаголы, а существительные. Например, надпись на кнопке «Стать благотворителем» сработает гораздо лучше, чем «Пожертвовать».
№ 31 Драматические сюжетные линии меняют химический состав мозга
Это означает, например, что обычного видео недостаточно для привлечения внимания аудитории. Необходимо драматическое развитие сюжета в классической последовательности (вступление — завязка — кульминация — падение действия — развязка), иначе публика останется равнодушной к происходящему на экране.
Универсальные рекомендации
№ 28 Влияние мультисенсорного восприятия на чтение
Чтение обычной книги отличается от чтения электронной. Обычная бумажная книга даёт гораздо больше сенсорных ощущений: вес тома, шершавость бумаги, шелест страниц, мышечные ощущения при перелистывании.
Специальные исследования, проведённые с участием школьников показали: школьники, читавшие текст на экране компьютера в формате PDF , поняли его хуже, чем те, кто читал текст на бумаге. Кроме того, школьники, читающие текст с экрана, не запоминают информацию надолго.
Сьюзан Уэйншенк не делает категоричных выводов, но рекомендует проектировать в интерфейсах дополнительные способы навигации по тексту, облегчающие пользователю возможность перемещаться по тексту вперёд и назад, делать пометки и пользоваться поиском.
№ 43 Устройства, подающие сигналы, снижают производительность умственной деятельности
Например, даже простое наличие мобильного телефона в непосредственной близости уменьшает эффективность решения когнитивных задач. Другими словами, человек вблизи собственного телефона глупее, чем на расстоянии от него.
№ 48–50 Как помочь мозгу решать творческие задачи
Тот, кто намерен заняться творчеством, первым делом должен активизировать в мозгу сеть исполнительного контроля внимания. Для этого нужно потратить время на постановку задачи и поиск верного вопроса.
Затем нужно дать возможность активизироваться сети базового режима. Она начинает работать, когда человек не занят ничем конкретным. В это время мозг на бессознательном уровне моделирует различные решения задачи, используя сведения из памяти. Чтобы переключить мозг, следует отвлечься от решаемой задачи и заняться чем-то, что к ней не относится и не требует концентрации мысли. Можно отправиться на прогулку или покосить газон.
Когда мозг находит решение человек испытывает озарение. Его нам обеспечивает третья сесть нейронов — сеть выявления значимости. Она сравнивает варианты, предлагаемые сетью базового режима, с зафиксированной в сети исполнительного контроля внимания задачей. Обнаружив наилучший (наиболее значимый) вариант, сеть выявления значимости выводит найденное решение на сознательный уровень и мы испытываем озарение. В этот момент важно его зафиксировать, поэтому держите под рукой блокнот или диктофон.
Любопытные факты, которые непонятно как использовать
№ 17 В процессе принятия сложного решения зрачки расширяются
Измерение зрачков позволяет определить момент, когда представитель ЦА принимает сложное решение, возможно, идущее вразрез с его убеждениями. Сьюзан предлагает подумать, как с помощью встроенных в гаджеты камер измерять ширину зрачка клиента. В зависимости от этого следует варьировать информацию, предъявляемую на следующем этапе.
№ 72 Во многих странах у женщин нет доступа в интернет
Статистика показывает, что в так называемой «чёрной Африке», расположенной к югу от Сахары, разрыв между количеством мужчин и женщин, имеющих доступ к Всемирной паутине, доходит до 45%.
№ 85 Более трети годовалых детей умеют пользоваться сенсорными экранами
По результатам опроса родителей, проведённого в Филадельфии, 36% детей в возрасте до года могли провести пальцем по экрану, а 24% совершали звонки с помощью смартфона.
Уэйншенк не высказывается по поводу этого факта определённо, но добавляет очень многозначительное «Примечание»:
«Тоже мне открытие!»
Некоторые «новые главные принципы дизайна», приведённые в книге, попадают в категорию абсолютных очевидностей. Вот несколько примеров.
№ 2 Люди предпочитают симметрию
Согласно исследованиям, как мужчины, так и женщины находят людей с симметричными лицами более привлекательными. Эта закономерность применима не только к лицам.
Рекомендация: использовать симметричную компоновку дизайна сайта, особенно если ЦА состоит преимущественно из мужчин. Для женской аудитории можно ограничиться подбором для сайта фотографий симметричных лиц.
№ 15 Люди выбирают самое яркое
Если при разработке сайта или мобильного приложения ваша цель — заставить пользователя выбрать из множества вариантов определённый продукт, сделайте так, чтобы он выделялся среди остальных.
№ 26 Люди читают только 60% статьи
Такой результат показал анализ использования полосы прокрутки на страницах со статьями: 10% посетителей страницы вообще не пользуются прокруткой. Тот факт, что человек поделился статьёй в соцсети не говорит о том, что он её полностью прочитал. Поэтому следует наиболее важную информацию располагать в первой половине статьи.
Заключение
Некоторые рекомендации банальны, другие, напротив, не имеют пока практического применения. Однако в книге найдёт для себя полезные сведения и дизайнер, работающий с визуальными образами, и копирайтер, создающий тексты для сайтов.
И даже если вы далеки от проектирования интерфейсов, не разрабатываете дизайн сайтов и не работаете с текстами, эта книга всё равно вас заинтересует — вы узнаете много нового о поведении людей, станете лучше понимать их и себя. Прочтите!