Кадры из фильмов

в Личный опыт

5 фильмов для копирайтера: посмотри, изучи, внедри

Иногда художники учатся так. Сперва они изучают различные техники и приёмы работы с кистями, красками, карандашами и прочим разным. А затем долго копируют признанных мастеров. Копировать живописное полотно — хороший способ разобраться, как оно создано.

Как быть писателю? На каком материале учиться ему?

Да на чём угодно! Например, можно учиться на фильмах. Вначале было слово — текст — сценарий. Из него делается любое кино. Почему бы на примере фильмов не попытаться понять каким было слово в его начале? А для изучения взять лучшие образцы.

Вот пять подходящих. Все эти фильмы — очень хороши. Их зрительский рейтинг вы видите на скриншотах, и он высок. Поэтому я очень постараюсь не разболтать сюжет, чтобы не испортить вам удовольствие от просмотра, если вы этот фильм ещё не смотрели.

Трасса 60

Трасса 60

О фильме

Этот жанр называется «дорожные истории». Герой фильма держит путь из одного места в другое и по дороге с ним приключается всякое. Поучительные, забавные, грустные, с подтекстом истории, но каждая из них меняет героя. И к концу своего путешествия он уже совсем не тот, каким был в начале пути.

На что смотреть, чему учиться

Этот фильм — удачный пример, как несколько разрозненных историй «склеиваются» в одну.

Некоторые из них поднимаются до уровня притчи, другие анекдотичны. При этом почти каждая из них сама по себе многослойна, в каждой есть над чем подумать, и все они добавляют что-то к основной истории фильма.

Ещё один использованный в этом фильме приём — подмешать к реальности чуток фантастичности. Ровно столько, чтобы обострить взгляд на обыденное.

Цитата

Опыт приучил вас думать, что все червы красные, а пики чёрные. Их формы схожи и мозгу проще интерпретировать их исходя из прошлого опыта. Мы видим то, что ожидаем увидеть, и необязательно правду.

Карты с подвохом

Тот самый Мюнхгаузен

Тот самый Мюнхгаузен

О фильме

Представлять этот фильм нет нужды. Именно поэтому я советую пересмотреть его взглядом веб-райтера. Встать в третью позицию — стороннего наблюдателя — и внимательно изучить, как это сделано.

Ручаюсь, одного просмотра для этого совершенно недостаточно.

На что смотреть, чему учиться

Есть такой приём — разрыв шаблона. В «Мюнхгаузене» он используется многажды. И каждый раз получается нечто, что запоминается надолго.

Фильм растащен на цитаты. Их хочется использовать, намекать на них и ссылаться. Жаль, что такая возможность подворачивается нечасто.

Цитата

— С уткой ты перемудрил…

— Хотелось его развеселить. Мне сказали умный человек…

— Да мало ли что про человека болтают?..

Барон, пастор и Марта

Хвост виляет собакой

Хвост виляет собакой

О фильме

Ещё по теме  Как за 5 шагов сделать аудиоверсию вебинара

Телевизор — уже давно окно в мир. Всё что мы видим по телевизору, выглядит настоящим: вымышленные и реальные события не различить. Фильм подробно показывает, как можно создать события, в действительности не происходившие. Публика принимает 100% враки за правду.

На что смотреть, чему учиться

Копирайтеры пишут тексты. Текст воздействует на читателя. Конечно, иначе, чем кино. Но некую новую версию реальности он тоже создаёт. Давайте не забывать об этом: текст — это не просто слова, описывающие реальность. Он создаёт реальность.

Дьявол кроется в деталях. Именно детали делают фальшивку неотличимой от реальности.

Мы видим, сперва возникает идея — абсурдная, неправдоподобная. Но вот она понемногу обрастает деталями, историями и приобретает полное правдоподобие. Больше того, люди сами начинают вдруг «вспоминать» подробности, которых вовсе никогда не существовало.

Людям необходимы эмоции. Им — люди верят. И мошенники дают людям то, в чём они так нуждаются.

Чем не рецепт для создания убедительного текста?

Цитата

— Он действительно установил мир.

— Да, но войны-то не было.

— Это ещё большее достижение.

Удивление: что это было?

Пока не сыграл в ящик

Пока не сыграл в ящик

О фильме

Когда-то давно я придумал для себя тест на качественность — книги, фильма, места «для побывать». Если добрый знакомый спрашивает совета, что посмотреть, куда сходить и тебе сразу же приходит в голову этот фильм, это место, — это очень хороший фильм и замечательное место. Человеческая память хлам не удерживает. Разве что запоминается совершенно выдающийся хлам.

«Пока не сыграл в ящик» — добрый и запоминающийся фильм. Он нравится всем. И это тоже случается нечасто. Все, с кем я говорил об этом фильме, — все похвалили его. А среди них были очень разные люди. Так что я почти уверен, что и вы получите от этого кино самые добрые впечатления.

На что смотреть, чему учиться

Совсем недавно где-то я прочёл, как распознать хорошую историю: в хорошей истории герой меняется — в конце он не такой, каким был вначале. В этом фильме меняются все. При том что все прожили жизнь, утвердились в привычках, в оценках явлений — во всём.

И, как это часто бывает, самая большая загадка для зрителя — персонаж второго плана — Мэтью, личный помощник. Ему-то на кой чёрт всё это нужно? Как написано в одной книге, ружьё, которое не стреляет — вот приём истинных мастеров. (Здесь имеется в виду отсылка к известному изречению: ружьё, висящее на стене в первом акте должно выстрелить в третьем.)

Ещё по теме  Для автора всякая игрушка — источник опыта и знаний

Цитата

Мне нечем отплатить тебе за всё, что ты для меня сделал. Так что вместо этого я попрошу тебя сделать для меня кое-что ещё: найди радость в жизни!

Сафари в Африке

Волшебная сила искусства

Волшебная силу искусства

О фильме

Фильм состоит из трёх киноновелл. Самая известная и самая яркая — третья, с участием Аркадия Райкина. Её и нужно смотреть. Можете сделать это прямо сейчас — она длится всего 20 минут.

На что смотреть, чему учиться

Виртуозная, блестящая работа с целевой аудиторией.

Пересматривая этот фильм, я каждый раз с неослабевающим восторгом слежу, как персонаж Аркадия Райкина выстраивает свой экспромт: как вначале он пробует ЦА, прощупывает и изучает. Причём не заранее, а прямо по ходу дела! Затем он всё смелее и щедрее добавляет в свой блеф напора, эмоций, деталей. И вот уже невольные зрители его спектакля не в состоянии заметить нестыковок. (Например, они не замечают, что на руке «ханыги» всё время видны хорошие часы известного артиста.)

Цитата

— Ванна хорошая, ёмкая, глыбокая… А мы в ей на зиму огурцы засолим. Мировой закусон для брательника! Родная кровь — брательник — не скотина, всётки…

— А мыться где?

— Мыться? Не дворяне: мыться на кухне будете. Ну а на Первое мая или под Новый год пожалте в баньку! Если приспичит, конечно.

Ну? Чего смотришь?

Вместо заключения

Это на самом деле не заключение, а просто ещё несколько слов в конце.

Когда у меня появилась идея этой статьи, мне просто хотелось выйти за рамки многочисленных банальных советов, коими полон интернет. Я ничего не имею против советов и рецептов. Они верны по сути, но не рецептами едиными.

С другой стороны. Художники учатся, копируя картины мастеров. И так овладевают профессией. А писатели не копируют текст! Хотя однажды где-то мне попадалась рекомендация делать именно это — переписывать литературные шедевры рукой на бумаге.

Это долго и трудоёмко. Вот тогда-то и возникла эта мысль: многому можно научиться, если пристрастно и заинтересованно смотреть хорошее кино. Я выбрал пять разных фильмов, чтобы обратить на них ваше внимание именно в этом ключе — рассмотреть и понять, как это сделано.

Не знаю, сумел ли я решить сочинённую для себя задачу. Но, возможно, вы расскажете мне?

Использованы скриншоты сайта «Кинокопилка».

Написать Комментарий

Комментарии