Андрей Курпатов о языке, вдохновении, интуиции и отказе от иллюзий

Андрей Курпатов об отказе от иллюзий

Разобраться, как работает мозг — первый шаг к тому, чтобы научиться использовать его на полную катушку.

Лекции и книги Андрея Курпатова посвящены как раз этому. Для авторов, редакторов и всех, кто постоянно работает с текстами важно знать, можно ли управлять вдохновением, стоит ли полагаться на интуицию и при каких условиях самообразование будет результативным.

Источник 1, источник 2


Андрей Курпатов

Андрей Курпатов — врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума», автор более сотни научных работ, создатель системной поведенческой психотерапии и методологии мышления.

 

Зачем нужен отказ от иллюзий

Если мы хотим менять что-то в лучшую сторону, наша задача — понимать как мы устроены, понимать эту механику и использовать, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Если наша жизнь будет лучше, будет лучше жизнь и у людей вокруг нас.

Я хочу, чтобы мы избавились от иллюзий, посмотрели в каких отношениях наш мозг находится с нашим сознанием и как их примирить. Ведь от этого зависит качество нашей последующей жизни.

Когда у вас разрушаются иллюзии, у вас разрушается то, что мешает вам жить. Если вы хотите красивую историю о себе и плохую жизнь, не слушайте моих лекций.

Если мы знаем, как работает мозг, мы можем поставить его в условия, когда вероятность достижения стоящих перед нами целей увеличивается.

Наш мозг принимает решение прежде, чем мы его осознаём. Сознание, по сути, наши решения только объясняет.

Мы и есть наш мозг. Поэтому нельзя сказать, что это не мы принимаем решения, а кто-то другой вместо нас.

Мы в значительной степени определяем сами, что в наш мозг загружено и что наполняет наше внутреннее содержание. Для этого нужно иметь свободу от установок, которые мы получаем из социума и окружающего мира. Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами»Если у нас нет критического мышления и мы всё принимаем на веру, если мы не понимаем, что любая трактовка событий это просто трактовка событий, в то время как на факты надо смотреть смело и непредвзято, мы не сможем загрузить в мозг то, что нужно для правильного решения, которым мы могли бы гордиться.

У нас есть и силы, и выбор, и контроль над принятием решения. Но не в том смысле, в котором мы привыкли об этом думать.

Если мы знаем, как работает мозг, мы можем поставить его в условия, когда вероятность достижения стоящих перед нами целей увеличивается. Это и есть реальный контроль, а не фиктивный, когда мы находим объяснения, почему у нас не получилось, почему мы не смогли, а реальный фактический контроль.

Я говорю не об утрате контроля вообще, а о признании неэффективности тех интеллектуальных стратегий, которые мы используем, о необходимости выработки в себе навыков эффективного функционирования и использовании ресурсов мозга, которых достаточно много.

О вдохновении

Надо понимать, что когда мы говорим про вдохновение, мы говорим про фикцию. Один человек назовёт вдохновением вот это, другой — другое.

Допустим, есть много людей, которые находятся по Чиксентмихайи в состоянии потока. Если вы положите их в томограф, вы увидите столько же схем работы мозга, сколько людей. Но все они будут утверждать, что они «в потоке», мчатся со страшной силой и у них «установлена связь с космосом»…

Ещё по теме:  38 вещей, которые вы должны сохранить в Evernote

Вдохновение — это фикция; бегать за вдохновением — это искать для себя отговорки от продуктивной работы.

Марк Шагал «Художник: на Луну»

Что мы — возможно! — имеем в виду, когда говорим про вдохновение? Мы имеем в виду процесс, когда мозг начал сам собирать то, что нам нужно. А для этого его необходимо ввести в соответствующее состояние.

Когда мозг будет это делать? Он будет это делать по двум причинам:

  1. Если мне это очень нужно. Мне должно быть очень нужно по каким-то своим внутренним переживаниям, а не потому, что мне установили формальный дедлайн. От дедлайна ощущение нужности не возникнет — он давит снаружи, а должно переть изнутри.
  2. Снаружи должна давить другая вещь — объём элементов, которые я собрал в своей головушке, точнее, в своей дефолт-системе мозга. Объём элементов создаёт то пространство, в котором мозг функционирует.

Если вы, например, пишете сценарий на основе одной идеи, это будет совершенно нулевая конструкция. Вы должны видеть мир!

Что, например, делает Станиславский? Он берёт какую-то одну простую вещь и превращает её в историю, в судьбу, в переживание, в опыт. Он создаёт огромный массив интеллектуальных объектов, которые начинают двигаться самопроизвольно.

Когда мы говорим про вдохновение, мы имеем в виду процесс, когда мозг начал сам собирать то, что нам нужно.

В сценарном деле есть этап, когда вы загружаете в себя разные объекты, создавая тем самым внутри себя это пространство смыслов. В нём всё взаимосвязано, всё друг друга подтягивает. Андрей Курпатов читает лекциюПотом «шило» изнутри — и вы как комета пролетаете по этому пространству. И вот этот «полёт» можно назвать вдохновением.

Но это не вызванная вещь. Это результат, достигнутый тем, что вы свой мозг, с одной стороны, интенсивно нагружали, заставляя себя переживать, думать, чувствовать, видеть в разных комбинациях и образах, каких-то других мирах, создаваемых параллельно, и собственная внутренняя активность с другой стороны, которая говорит: «Пора родить!» Когда пора родить, уже не будешь думать «Может, подождём…»

О роли языка

Вообще, язык чудовищно плох. Язык был предназначен для решения практических задач в коммуникативных актах.

Сейчас мы пользуемся словами, которые не имеют никаких референтов. Что такое «справедливость»? А кто мне объяснит, что такое «любовь»? Я готов провести с ним, как с Шахерезадой любое количество времени, только пусть он мне объяснит, что он имеет в виду!

Марк Шагал «Скрипач»

Весь язык, вся эта дополнительная прослойка создана культурными дискурсами. Есть дискурс любовный, дискурс обиды, смерти, презрения, справедливости, чёрта в ступе — и они все внутри создают симулякрную извращённую конструкцию, которую мы всё время переминаем под себя, чтобы оправдать собственное поведение и собственные состояния…

И в этом смысле сказать, что язык — подходящая хоть для чего-то конструкция невозможно категорически.

Почему, например, математики это совершенно другая порода людей? Они создают язык для конструирования невероятно сложных моделей и систем отношений. Но там каждое понятие взаимно определено: что бы вы там ни двинули, это касается всей системы.

Я бы отсылал к Стивену Пинкеру. Сейчас это самый яркий специалист, который плюс-минус понимает нейрофизиологию; он действительно выдающийся лингвист. Он поясняет фундаментальную дефектность нашего языка: мы всегда говорим не то, что мы говорим.

Ещё по теме:  «В новую статью срочно требуется иллюстрация...»

Рассчитывать, что мы сложными словесами, создавая языковые конструкции что-то можем… Да ничего это не работает ни секунды!

Об интуиции

Интуиция — ненаучный термин. Мы не можем её измерить.

Можно измерить массу, силу тока, тяготение. Но интуицию или гениальность измерить невозможно, нет такой линейки! И поскольку интуиция — термин ненаучный, говорить о ней внятно невозможно.

Мозг постоянно принимает решения, используя накопленные в нём знания. Сознание потом это объясняет.

Что подразумевается, когда мы имеем дело с интуицией?

А.Курпатов "Чертоги разума"Как я подробно объясняю в книге «Чертоги разума», у нас с вами думает дефолт-система мозга. Мозг входит в специфический режим: начинает прокручивать интеллектуальные объекты, которые в нём накоплены, и собирать из них такие модели реальности, которые позволяют найти варианты решений. Мы всё время моделируем ситуацию внутри и смотрим, как можем в ней действовать. Мозг это делает постоянно и неосознанно.

Интуиция — это когда вы умудряетесь понять, Андрей Курпатов, снимок в рабочем кабинетечто надумал ваш мозг чуть раньше, чем получили объяснительную модель. Обычно мы объясняем решение мозга постфактум, и тогда ощущения интуиции не возникает.

Можно ли полагаться на интуицию? Решение в любом случае принимает мозг, интуитивное оно или нет. И в этом смысле между «интуитивными» и «неинтуитивными» решениями нет разницы. Повлиять на деятельность мозга, на то, какие нервные клетки активизируются вы не можете.

О самообразовании

Это вопрос мотивации: что такое самообразование и зачем оно вам?
Я большой противник самообразования; я вообще не понимаю, что это за ерунда.

Есть ваша жизнь и в ней существует куча ситуаций, которые можно улучшить. Есть ваши отношения с близкими — и их тоже можно сделать лучше. Есть ваша профессиональная деятельность — вы и в ней можете совершенствоваться. Вы можете быть более успешными, больше зарабатывать и т. д. Всегда есть ситуации, которые требуют дополнительных интеллектуальных вложений.

Мозг в принципе так устроен, что только тогда, когда вы испытываете потребность соответствующие связи фиксируются. Если этого нет — в одно ухо влетело, в другое вылетело.

Если вы видите позитивную перспективу, если вы можете представить, что ваши отношения с другими людьми, ваша работа может быть лучше, чем она сейчас есть, то у вас естественно возникнет потребность узнать больше про этих людей, про то, как строить взаимоотношения, как увеличить свой профессиональный багаж, как развить какую-то другую деятельность, смежную с вашей профессией. Марк Шагал «Три акробата»В результате ваш мозг естественным образом захочет искать необходимую информацию.

А если вы самообразовываетесь ради самообразования, то это в мозгу просто не закрепится — он не будет запоминать то, что не нужно. Он в принципе так устроен, что только тогда, когда вы испытываете потребность соответствующие связи фиксируются. Если этого нет — в одно ухо влетело, в другое вылетело. Если же вы осваиваете что-то в рамках своей профессиональной деятельности, испытывая при этом напряжение, связанное с необходимостью решить конкретную задачу, он это запомнит.

Самообразование ради самообразования — это неправильно. Надо искать конкретные ситуации, которые вы можете сделать лучше. Увидьте эту перспективу и найдите знания, которые помогут вам эту перспективу реализовать.


Расшифровка записи и обработка текста: Аркадий Боралов
В оформлении использованы произведения Марка Шагала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *