5 вопросов «почему» со словом «копирайтер»

Однажды я сидел и разбирался, как работает сервис Serpstat. У него есть любопытная возможность: при анализе ключевых фраз он может отфильтровывать вопросы. То есть запросы пользователей, содержащие вопросительные слова что, где, как, почему и другие.

Интерфейс Serpstat

У меня не было никакой специальной цели — просто попробовать, так сказать, «понажимать кнопочки». Первое слово, что пришло в голову — «копирайтер». Возможно, из-за того, что я как раз обдумывал статью для своего блога…

Результат совершенно неожиданно оказался интересным. Программа выдала длинный список всевозможных вопросов со словом «копирайтер».

Некоторые вопросы из списка меня заинтересовали. Я выбрал пять самых, на мой взгляд, любопытных вопросов на «почему?», и попробовал на них ответить.

Почему копирайтеры неграмотные?

Потому что их так научили.

Разумеется, есть и другие причины. Но эта — главная. Причём неграмотные не только копирайтеры. Страшно много людей не способны написать без ошибок и двух предложений.

Несмотря на то, что у меня у самого высшее педагогическое образование, я здесь приведу мнение эксперта.

Людмила Ясюкова

Людмила Ясюкова, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей», более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью агентству «Росбалт» она объясняет:

«За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году — спасибо членкору АПН Даниилу Эльконину. В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое. А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта. Произношение первично, а буквы вторичны. У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут «йожык», «агур’эц». И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа».

Поясню, о чём говорит Ясюкова.

Специфика русского языка в том, что мы говорим и слышим одно, а писать надо как видим и по правилам. Примеров много:

  • пресловутые жи-ши: мы явственно слышим Ы, а пишем И;
  • непроизносимые согласные обозначаются на письме, но не звучат: неизвесТный, прелесТный;
  • приставка «с-» перед звонкими согласными, хотя мы совершенно явственно слышим в начале слова звонкий звук «З».
Ещё по теме:  Вам в копилку: 5 закладок о важном, интересном и полезном

Читатель может продолжить этот список.

А метод обучения чтению Эльконина ставит всё с ног на голову:

«…мы определяем чтение как процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. В этом определении важно указание на то, что начинающий читать действует со звуковой стороной языка и что без правильного воссоздания звуковой формы слова невозможно понимание читаемого».

У детей целенаправленно формируется звуковая доминанта: звучание первично, написание — вторично. Наши дети пишут как слышать именно потому, что их так научили!

По Эльконину, чтение — это озвучивание графических символов.
На самом деле, чтение — это понимание графических символов.

Ложность фонетического подхода очевидна: достаточно посмотреть на некоторые логические следствия. Например, немые люди, по Эльконину, в принципе не должны уметь читать! Более того, из эльконинской модели следует, что чтение про себя без проговаривания вслух тоже невозможно.

Об этом и о многом другом очень подробно рассказывает Людмила Ясюкова. Это фрагмент большого её выступления. Потратьте 20 минут своего времени — вы услышите много интересного.

Почему копирайтеры не любят Ильяхова?

Потому что не бывает простых решений для сложных проблем.

Следует уточнить: не все копирайтеры не любят Ильяхова. Некоторые просто пользуются Главредом. Достаточно и тех, кто о нём даже не слышал.

В блоге интернет-агентства «Текстерра» есть статья Сергея Короля, так прямо и озаглавленная — «Почему копирайтеры не любят Ильяхова».

Статья в блоге Текстерры

По его мнению, всё сводится к противоречию между двумя профессиональными группами копирайтеров, условными «старой» и «новой» школами. Цитата: «Первые обвиняют вторых в сектантстве и чрезмерном регулировании языка. Вторые заявляют: продающий копирайтинг — это шарлатанство, которое скоро уйдёт в небытие».

Почитайте. Аргументы Сергея Короля кажутся здесь несколько узкими.

А в своём недавнем интервью для Независимого журнала школы студентов Бюро Горбунова «Кто студент» Сергей Король называет другую причину:

«Кажется, что в рунете все тексты одинаковые.
Это особенно связано с влиянием Максима Ильяхова. Но не потому, что Максим учит одинаково писать, а как просто следствие стандартизации подхода. Максим и вообще бюро1 учат только тому, что можно повторить. В Школе редакторов, наверняка, нет уроков про юмор, образность и стихосложение, потому что это трудноповторяемые и труднообучаемые штуки».

Сергей Король: «Возможно, в этом и есть проблема бюрошного подхода: он вычеркивает много интересного, клёвого в жизни, чему ты просто не можешь научить. Нельзя научить, ну и окей».

Гораздо шире и глубже на инфостиль смотрит Катерина Ерошина на страницах MadCats в статье «Почему пропаганда инфостиля вредит рынку».

Ещё по теме:  Что изображено на картине Перова «Чаепитие в Мытищах»: маленькое исследование

Статья на Котиках

Основные тезисы статьи:

  • Мир копирайтинга беден на свежие идеи. О качестве текстов — как писать убедительно или хотя бы просто читабельно — говорят редко. А если говорят, то бессистемно и общо.
  • Последовательные и грамотные советы по инфостилю зашли не просто хорошо — убойно зашли. Благодаря энергии и последовательности Ильяхова мир копирайтинга резко качнуло на другой борт. Будем конкретны и убедительны — и мир изменится!
  • В отсутствие других трендов правила инфостиля стали применять везде. Фанатичный отжим всего, что хоть как-то шевелится и дышит в тексте, приводит к пересушиванию и даже искажению послания.

Катерина Ерошина: «В результате новички применяют инфостиль даже там, где не надо, а многие уверенные в себе авторы подсознательно игнорируют его, потому что сопротивляются навязанной узкой колее».

Из статьи Катерины Ерошиной

Короче говоря, с инфостилем получилось в точности как в поговорке: «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт». Максим Ильяхов был вынужден дать разъяснения специально для тех, кто не в теме, но Главредом пользуется. Беда, однако, в том, что фарш не так-то просто провернуть назад…

Почему копирайтерам так мало платят?

Потому что копирайтеры согласны, чтобы им мало платили.

Нет, ну в самом деле. Вот есть заказчик. У него очень простая задача: ему нужно регулярно подбрасывать на свой сайт свежие тексты (зачем? — это уже другой вопрос). В принципе, ему глубоко фиолетово, кто и как их будет читать, и будет ли вообще. Ничего личного: просто бизнес. А с другой стороны, есть люди (и много) которые могут по дешёвке такие тексты настряпать.

монеты

Есть товар, есть купец: купец предлагает цену — продавец с ней соглашается. Или наоборот: продавец предлагает буквы кучками (зачёркнуто) тексты, недорого; есть люди, которым большего и не нужно, была б подходящая цена.

Если вы копирайтер и вам не нравится, когда вам мало платят просто не соглашайтесь на такую работу. И всего делов!

Почему копирайтеры готовы горбатиться за гроши?

Свободный выбор свободных людей.

В этом вопросе мне не нравится слово «горбатиться». Всё-таки это немножечко слишком преувеличение. Копирайтер, чай, не вагоны разгружает. Сидит на стуле, в тепле, кнопочки нажимает…

Впрочем, см. ответ на предыдущий вопрос.

Почему копирайтеру приходится работать?

«У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба».

На этот вопрос я пока не нашёл ответа. Если кто-то знает — поделитесь в комментариях. ))

  1. Бюро Горбунова

1 комментарий на “5 вопросов «почему» со словом «копирайтер»

  1. Классно! Про инфостиль мои пять копеек: а если бы Библия была в таком стиле написана? Завоевала бы мир?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *