Где искать картинки: обзор фотобанков

в Полезные инструменты

Где брать иллюстрации для статей

Статья написана специально для компании
«Морошка: организация онлайн мероприятий»

На первый взгляд, если чтить авторское право и не тырить картинки в интернете, найти хорошее изображение для иллюстрации своего текста очень непросто. В действительности ситуация прямо противоположная: источников изображений слишком много, и они разные. Поэтому, если вы не знаете, где что искать, вы можете и время потратить, и ничего достойного не найти.

Эта статья даст вам общий обзор источников картинок. И я рекомендую вам выделить время и походить по ссылкам. Даже беглое знакомство сэкономит вам время в дальнейшем: когда возникнет конкретная задача, вы будете знать, куда идти и как искать.

Где брать картинки

Допустим, вас не нужно убеждать в необходимости и ценности иллюстраций. Практически вопрос состоит в том, где брать релевантные изображения. По большому счёту, ответов на этот вопрос всего четыре:

  1. «Позаимствовать» картинку в сети. Например, воспользоваться сервисом «Яндекс.Картинки» для поиска, а затем скопировать понравившееся изображение.
  2. Сделать самому. Сфотографировать, нарисовать, сделать графику и т. п.
  3. Заказать специалисту. Чтобы он сфотографировал, нарисовал, сделал графику и т. п.
  4. Найти изображение в каком-нибудь специализированном собрании и воспользоваться им на законных основаниях.

Первый способ очевидно неприемлем. Второй и третий — всем хороши, но в большинстве случаев оказываются слишком затратными по времени и/или деньгам. Четвертый способ и есть предмет нашего сегодняшнего разговора.

Но прежде чем двигаться дальше, следует прояснить два важных обстоятельства.

Об уникальности изображений

Поисковики любят уникальный контент. Изображения, размещённые в фотобанках, таковыми не являются. Если для вашего сайта требуется оригинальное, нигде прежде не использовавшееся изображение, вам ничего другого не остаётся, как создать его самостоятельно или заказать.

Вы можете попытаться найти что-нибудь подходящее в магазине уникальных фотографий на бирже еТХТ. Однако выбор там невелик, а качество в целом очень посредственное. Впрочем, попробуйте.

Магазин изображений на бирже Etxt

На этой бирже можно написать автору фоток напрямую и договориться о долгосрочном сотрудничестве

Кстати, проверить уникальность фотографии можно, например, с помощью сервиса Tineye. Можно также воспользоваться поисковыми системами: соответствующая функция поиска по изображениям есть и в «Яндекс.Картинках», и в Google Images.

Если вам нужны уникальные, нигде не использованные изображения, стоки вам не помогут.

Ещё раз: если нужны исключительно уникальные изображения, дальше можете не читать. Второе уточнение касается нескольких юридических терминов.

Юридические тонкости использования изображений

Вообще, авторское право — это отдельная большая тема. Здесь я коснусь только тех моментов, которые важны для понимания особенностей работы фотобанков.

Ограничения устанавливает автор

Процитирую «Википедию»:

«А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях».

Ключевое слово в этом определении — «использование». Это значит, что авторское право на результат творческой деятельности неотчуждаемо. Автор остается автором произведения навсегда. И он может разрешить, а может и НЕ разрешить использовать своё творение.

Изображения можно использовать по-разному. Взять рисунок для иллюстрации поста в личном блоге совсем не то же самое, что использовать этот же рисунок в рекламном буклете, напечатанном тиражом сто тысяч экземпляров. Первый случай — некоммерческое использование. Второй — очевидно коммерческое, когда вы используете картинку с целью извлечения прибыли.

Лицензии

Условия использования изображений подробно оговариваются в лицензии, на условиях которой это изображение распространяется.

Разберитесь в видах лицензий. Подбирая изображение, всегда обращайте внимание, по какой лицензии изображение предоставляется.

Нам важно знать и различать два вида лицензий. На бесплатные изображения распространяются лицензии Creative Commons, которые насчитывают шесть типов. Каждый из них подразумевает обязательное указание авторства (издателя контента), но лишь некоторые позволяют использовать картинки в коммерческих целях.

Ещё по теме  Как оптимизировать изображения на сайте и зачем это делать

Платные фотобанки работают в основном по лицензии Royalty-free (RF). Она подразумевает, что вы платите за изображение фиксированную цену один раз в момент покупки и в дальнейшем освобождаетесь от каких-либо дополнительных отчислений за его использование. Не следует путать отсутствие платежей за использование и ограничения на использование.

Вот основные (могут быть и другие) ограничения на использование купленных по лицензии RF изображений. Покупателю запрещено:

  • перепродавать изображение;
  • использовать его в логотипе или торговой марке;
  • утверждать, что изображение является его собственностью, или присваивать авторство;
  • использовать изображение в медицине и в секс-индустрии (так называемое ’деликатное использование’ —sensitive use).

Редакционное использование (editorial)

Некоторые фотобанки предлагают изображения для редакционного использования

Цены на editorial сильно разнятся на разных фотостоках

Это особый вид ограничений на использование фотографий. Если у фотографа нет разрешения на фотосъемку от изображенных на снимке людей, такое фото можно использовать только в редакционных некоммерческих целях, то есть для иллюстрации какой-либо новости или информационной статьи. На фотографиях для редакционного использования допустимо также наличие товарных знаков и логотипов, предметов, находящихся в частной собственности, частных домов, предметов искусства и т. п.

Многие фотобанки не держат в своих коллекциях изображения для редакционного использования.

Разобравшись с лицензиями и ограничениями, идём дальше.

Фотостоки бесплатные и платные

Интернет велик. Поисковик выдаст вам множество ссылок на самые разные фотостоки во всех частях мира. Среди них есть как платные, так и бесплатные. И сейчас я подробно объясню, чем они отличаются.

Платные фотостоки

Платные фотобанки отличаются не только тем, что за фото приходится платить. Во-первых, подавляющее большинство изображений в них неэксклюзивны. Часто фотографы для увеличения продаж загружают свои работы одновременно во многие фотобанки. Во-вторых, фотостоки заключают партнёрские соглашения друг с другом и объединяют базы изображений. Поэтому один и тот же кадр вы можете обнаружить на двадцати или тридцати стоках.

При этом. У разных фотостоков разные предпочтения. Каждый загруженный файл проверяется инспектором вручную. Изображение, принятое в одном банке, могут отвергнуть в другом как «неподходящее» или «уродливое». Поэтому в целом и в среднем коллекции различаются.

Изображения из одной серии

Выделены изображения из одной серии: один и тот же человек, но в разных ракурсах

Зато. Фотографы, зарабатывающие на стоках, как правило, снимают для них специально. Они делают десятки вариантов одного и того же кадра, отличающиеся точкой съемки, композицией, цветовым тоном и т. п. Вы можете выбрать наиболее релевантное изображение из нескольких похожих вариантов.

В платных фотостоках у вас есть по-настоящему широкий выбор.

Shutterstock

Один из самых крупных и самых популярных в нашей стране платных фотостоков зарегистрирован в США. В коллекции более 280 млн файлов: фотографии, изображения для редакционного использования, видеоклипы и музыкальные треки.

Главная страница shutterstock.com

Shutterstock продаёт фото по всему миру

Минимальный пакет изображений — 5 штук. В зависимости от выбранного тарифного плана цена за одно изображение варьируется от $0,27 до $9,8.

Depositphotos

Ещё один заокеанский банк, головной офис расположен в штате Флорида, США. Более 100 млн изображений в четырёх категориях: фото, видео, вектор, эдиториал. Цены начинаются от $9,99 в месяц за 10 изображений в высоком качестве. Некоторые изображения можно скачать бесплатно.

 Банк depositphotos.com

Этот банк у нас тоже популярен, цены примерно те же

Лори

Один из крупнейших российских фотостоков предлагает более 24 млн изображений и видеороликов.

Интересная особенность банка — возможность заказывать фотографии. Если в базе фотобанка нужного изображения не нашлось, вы можете отправить по электронной почте заявку на фотосъёмку по индивидуальным требованиям.

Российский фотобанк «Лори»

Лори — резидент РФ и работает по нормам российского законодательства

Вот ещё несколько фотостоков:

Бесплатные фотостоки

Как правило, бесплатные фотостоки очень небольшие. Впрочем, если вы специализируетесь в какой-либо подходящей теме, вам и бесплатных стоков будет достаточно. Например, у вас никогда не будет недостатка в красивых и бесплатных видах природы.

Unsplash

Банк предлагает более 1 млн изображений для коммерческого и некоммерческого использования бесплатно. Интерфейс на английском языке.

Pixabay

Ещё один бесплатный фотобанк. Можно скачать специальное приложение из Google Play или App Store.

Ещё по теме  Почему ваши вакансии никто не читает. Хроника разочарований

Изображение, скачанное с бесплатного фотостока, можно использовать на условиях лицензии, по которой оно размещено. Но существует ещё одна категория изображений, которые можно использовать бесплатно.

Изображения в общественном достоянии

Снова обратимся к «Википедии»:

«Обще́ственное достоя́ние — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. […] Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений».

Это значит, что мы можем смело использовать для наших статей изображения предметов, зданий, произведений искусства, находящихся в общественном достоянии. Вот несколько ссылок.

Public Domain Pictures

Небольшое — чуть более 260 тысяч — собрание изображений без авторских прав. Коллекция очень пёстрая: современные снимки вперемешку с репродукциями старинных открыток, винтажными фотографиями, коллажами и т. п.

Сайт Public Domain Pictures

Если нужны пожелтевшие фото и открытки в стиле ретро, вам этот сайт понравится

Бесплатно скачиваются изображения небольшого размера, которого достаточно для использования на сайтах. За изображения в высоком разрешении нужно заплатить.

Old Book Illustrations

Бережно отсканированные иллюстрации из старинных книг. «Мы стремимся к здоровой эклектике и включаем иллюстрации из романов, детских книг, справочников по растениям, животным, медицине, путешествиям в сроки от восемнадцатого до начала двадцатого веков», — так говорят о своем собрании его создатели.

Сайт Old Book Illustrations

Эти картинки не для частого использования, но читатель наверняка обратит на них внимание

Изображения отреставрированы, но у пользователя есть возможность скачать «сырой» файл и самому поколдовать над восстановлением первоначальных цветов.

Викисклад

Сайт Wikimedia

Цитируете в своей статье «Википедию»? Иллюстрации под рукой

В завершение обзора напомним вам о существовании Wikimedia. Более 54 млн медиафайлов, в том числе изображения для свободного использования. Файлы рассортированы по категориям: тема, локация, автор, источник и т. п. На странице каждого изображения указан тип лицензии, по которой оно распространяется, и ограничения на его использование.

Несколько советов, как искать

Все собрания фотографий устроены приблизительно одинаково: фотографии рассортированы по категориям. Есть поиск по ключевым словам. Поясню, как это работает, на примере фотобанка Shutterstock.

Когда фотограф загружает в банк файл с изображением, он его атрибутирует, то есть указывает:

  • название;
  • тип файла (фото, вектор, видео);
  • категорию в каталоге (природа, транспорт, архитектура и т. п.);
  • ключевые слова.

Название максимально точно описывает, что на изображении, метафоры не допускаются. Например, название этого изображения — «Зелёная пивная бутылка с каплями на белом фоне».

Зеленая пивная бутылка с каплями на белом фоне

Список ключевых слов может быть очень длинным из-за ассоциаций

Категорий можно указывать несколько. Например, для фото с бутылкой это: «еда и напитки», «посуда», «предметы».

А вот ключевые слова описывают предмет и его характеристики не только буквально, но и ассоциативно. Например, в списке ключевых слов для этой же бутылки вы найдете такие слова: жажда, свежий, стекло, стакан, опорожнять, пузырек, праздновать, опускаться, чествовать, вечеринка и многие другие. Причем кириллица дублируется транслитом.

Поиск устроен так, чтобы помочь вам найти подходящее изображение даже тогда, когда у вас нет конкретных соображений, а есть только идея.

Однако. Даже такой мощный механизм может давать сбой. Посмотрите, я ввёл в поиск слово «рубанок», а система почему-то показала мне целый рой всевозможных самолетов. Лечится изменением поискового запроса.

Скриншот: как ошибается поиск

Иногда поиск сильно заблуждается — улыбнитесь и попробуйте другой поисковый запрос

Поиск нужной картинки по шагам:

  1. Зарегистрируйтесь в качестве покупателя (не автора!) и войдите в аккаунт. Поиск для зарегистрированных пользователей работает лучше.
  2. Если вы знаете, что ищете, введите в поисковую строку запрос.
  3. Дополнительно отфильтруйте выдачу. Например, отберите фото с горизонтальной ориентацией, если вам нужно только такое.
  4. Выберите наиболее подходящее изображение и скачайте его.
  5. Если поиск ничего толкового не дал, вернитесь к шагу 2 и переформулируйте поисковый запрос.

Подготовка изображений к публикации

После того, как вы нашли, купили, получили от художника нужное изображение, подготовьте его к публикации. Впрочем, это отдельная большая тема: «Как оптимизировать изображения на сайте и зачем это делать».


«Лучше один раз увидеть…» — это утверждение не догма, но руководство к действию. Проиллюстрировать текст можно одним из сотен миллионов изображений. Главное — знать, где искать.
На ближайшей конференции «Визуальная», которую организует компания «Морошка», будет обсуждаться ещё больше тонкостей работы с фото и видео.

Разговор пойдёт не только о том, где брать подходящие картинки, но и о том, как делать фото товаров самим, как поступать, если у вас нечего фотографировать, помогут ли вам прямые эфиры и что нужно знать о дизайне недизайнеру. Регистрация здесь.

Статья написана специально для компании
«Морошка: организация онлайн мероприятий»

Написать Комментарий

Комментарии