Что изображено на картине Перова «Чаепитие в Мытищах»: маленькое исследование

Есть вещи, которые вроде как известны всем. Но толком никому.

Картина «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова как раз из таких вещей. Название на слуху, и многие даже вспомнят, что на ней изображено.

Чаепитие в Мытищах

Картину мусолят на школьных уроках литературы и истории; Перова считают «прогрессивным художником и сатириком, обличающим…» и так далее.

Посетили на днях с дочкой Третьяковскую Галерею. «Чаепитие в Мытищах» почему-то привлекло моё внимание. Я вгляделся в детали и… был шокирован тем, что увидел!

Что говорят энциклопедии

Возвратясь домой и будучи под впечатлением от своего «открытия», я первым делом полез в интернет, дабы выяснить, что об этой картине пишут.

Почитал описание на десятке сайтов. Сайты-то были разные, но описания повторяются почти дословно. Никто не потрудился взглянуть на картину, все списали у кого-то одного или друг у друга. Почитаем:

Картина «Чаепитие в Мытищах» полна нюансов, мелочей и деталей. На этом полотне ничего случайного нет. Место действия также является оправданным. Мытищинская вода была в те времена признана самой вкусной. Кроме того, чаепитие на этой подмосковной территории было весьма популярным…

…Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата, изрядно изношенной. Рубашка мальчика оборвана. Лицо монаха лоснящееся и красное. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары…

…Хорошо видны истощенность солдата и сытость монаха, ободранная рубашка и чистота невероятно дорогих сапог, начищенных до зеркального блеска. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту…

Посмотрим своими глазами: персонажи

Поп, пьющий чай

Поп остужает горячий чай в блюдцеНу, да, по его наружности можно утверждать, что жизнь он ведёт сытую. Но так ли уж «невероятно дороги его сапоги»?

Смотрите внимательно. Перед ним стакан с бледным жидким чаем. Не чашка, а дешёвый стакан. На краешке стола прямо на скатерти лежит кучкой одна баранка и кусочек хлеба. Одна баранка. На скатерти. Не на тарелке. А внизу на земле открытый полупустой баул. Что-то мне кажется, эту баранку он достал минуту назад из своего дорожного баула.

Ещё по теме:  Вам в копилку: 5 закладок о важном, интересном и полезном

Чаепитие, фрагмент 1

А это что за белые кусочки на краю стола? Очень похоже на сахар в тряпице. Его поп тоже достал из баула? Баранка и несколько кусков сахара — «богато накрытый стол»? Это на скатерти с заплатами? Ну-ну…

Крест на груди попа. Вы попов видели вживую? И какого размера их кресты? Что-то у этого попа он мелковат — не похоже на «богатого клерикала».

Служанка

А почему она наливает воду в самовар прямо сейчас? Она что – подливает сырую воду? Самовар пуст после предыдущего гостя?
Видимо, так и есть.

Служанка льёт воду в самовар

У попа с дороги такая сильная жажда, что ему невмочь терпеть, пока самовар снова закипит. Вот и его спутник на заднем плане пьёт стоя. «Жажда не тётка».

Рука солдата не «протянута в пустоту», он просто держит её перед собой. Служанка оберегает его от ожога, да и чтобы не столкнул самовар со стола. Солдат слеп и не видит, что самовар с кипятком в опасной близости!

Теперь постараемся додумать то, что на картине прямо не изображено.

Смотрим дальше: место действия

Место действия – Мытищи. По-видимому, это последняя станция на пути к Москве, где путники могут сменить лошадей и немного передохнуть. Присмотритесь. В правом нижнем углу картины виден полосатый верстовой столб, а на козлах сидит потягивающийся после утомительной дороги кучер. Рассмотрели?

Кучер на козлах

Мытищи расположены к северо-востоку от Москвы. Это дорога на Архангельск, в северные области России. Там расположены знаменитые монастыри, но это суровые и небогатые земли. В отличие, например, от зажиточного юга. Поп со спутником возвращаются из далёкого пути.

«Чаепитие на этой подмосковной территории было весьма популярным…» Возможно, так и было. Но здесь-то у нас совсем другая история.

Второе. Главные действующие лица — поп и слепец с мальчиком-поводырём. Уровень «доходов» явно различный, но и тот, и другой живут на подаяние. Нет?

Вспоминаем дальше. Поп в силу своей профессии постоянно сталкивается с нищими, увечными, калечными и страждущими всех мастей. Он служитель церкви, а нищие во все времена тянутся к церквям. Поп только-только присел попить чайку с дороги (кучер ещё с козел не спустился!), а и здесь просители уже тут как тут. Вы бы на его месте что сделали?

Ещё по теме:  «Школа дураков». Моя первая статья

Солдат, как это ни цинично звучит, является «профессиональным нищим». Вы не задумывались, откуда у него взялся мальчик-поводырь? Давайте сочиним подходящую гипотезу. Крестьянская семья из самых бедных отдала своего ребёнка слепому страннику в надежде, что с ним он не помрёт с голоду. «Уж добрые люди всяко подкормят…» Отдала или продала?

Ордена солдата

Одежда слепца демонстративно ветха, она буквально вопиет о страшной нужде, но ордена он не продал. Для него это не просто награды за подвиги, память о прошлом, но и — профессиональный реквизит, так сказать, рабочий инструмент. А вы думали?

Всё ли мы увидели?

Нет, не всё. Смотрите, слева на заднем плане женщина в платке. Она сидит, к ней склонился кто-то похожий на ещё одного попа. Что художник говорит нам этими персонажами? У меня нет предположений.

Зелень деревьев и высокие папоротники в траве показывают, что время действия — середина лета. А почему из печной трубы справа идёт дым? Тоже неспроста.

Ну и как теперь? Что изображено на картине? Какое сообщение вложил в неё художник Василий Перов?

Что осталось за кадром

Есть сведения, что Перов написал «Чаепитие в Мытищах» в отместку за категорическое неприятие публикой его картины «Крестный ход на Пасху». В ней он изобразил совершенно неправдоподобную историю: священник вместе с паствой прямо во время крестного хода зашли в кабак и упились там так, что едва держались на ногах.

«Чаепитие…» Перов якобы наблюдал. Правда, слепого солдата он присочинил для вящего эффекта. А в остальном — ну чистый «документалист».

Уж очень не любил попов художник Василий Перов.

7 комментариев на “Что изображено на картине Перова «Чаепитие в Мытищах»: маленькое исследование

  1. Я не понял, что не понравилось автору в карте «Чаепитие в Мытищах». Он прямо «накидывается» на инвалида и старательно оправдывает клирика, с чего бы?

    1. Я ни на кого не накидываюсь, и никого не оправдываю. Я просто внимательно смотрю и описываю то, что вижу. А вы что увидели?

      1. А мы увидели в картине самое главное: продажность и циничность богатых, предательство духовных ценностей и Родины, за которую солдат потерял всё и стал инвалидом!

  2. Автору — спасибо! Спасибо за умный и оправданный взгляд на картину. Узколобое, буйно-атеистическое толкование картины — беспомощно: ненавистники Церкви видят только то, что хотят видеть. И не в состоянии объяснить все детали. Они видят заплаты на штанах поводыря — но не видят заплаты на скатерти придорожной чайной. Не соображают, что «поп» (на самом деле — иеромонах) может позволить себе спросить лишь чашку чая. А свою еду — баранки и сахар в узелке — он возит с собой. И у губошлёпов это называется «чревоугодием»! Сами бы так почревоугодничали!.. И девушка-служанка НЕ отталкивает слепого. Она, действительно, оберегает его от ожога, который неминуем, если нищий сослепу уронит самовар. Что она ему говорит при этом? Скорее всего: «Подожди чуточку, солдат! Самовар сейчас пустой, воду в него наливаю. А как закипит — напоим вас с мальчиком чаем. И покормим, Бог даст». Чаепитие уже заканчивается: монах в скуфейке уже встал из-за стола и на ходу чай из блюдца допивает. И кто сказал, что рассчитываясь за чай, монахи не отдадут сдачу нищему? В картинах В. Перова почти всегда — два плана для восприятия. Один — внешний план — рассчитан на яростных «прогрессистов»: герценовских выкормышей, любителей поорать про «жирных попов». А второй — глубинный план — ориентирован на думающих людей. Только они могли оценить парадоксальность коллизии сюжета: встреча представителей двух сословий, живущих подаянием, — монахов и нищих. (Не случайно на заднем плане — фигура монаха с коробом для сбора денег). Побираются и те, и другие. Но крикливая либеральная массовка одних удостоила жалости, а других («жадных попов») — презрения. Разместив на картине неброские детали как ключ к пониманию картины, В. Перов выставил этих крикунов дураками. Но они и этого не замечают! И сегодня в интернете тупо пытаются представить это полотно великого художника как «антиклерикальное» произведение. Впрочем, ни на что другое они и не способны. Ну и Бог с ними.

    1. С таким Злом, как вы, и спорить не хочется. Бог вам Судья — за то, что нищий слепой ветеран войны вызывает у вас отвращение. А таких сытых «служителей Бога» и сегодня можно встретить в любом уголке России…
      Не пытайтесь говорить за Перова. Замысел художника был однозначен: показать тяжёлую жизнь простого, народа, отверженного всеми — и духовенством, и правительством царской России. Точка.

    2. Но согласитесь, поп ведь действительно жирный.
      А картина имеет очень глубокий смысл.
      Шедевр, одним словом.

  3. В изображаемые художником времена чай пили в основном из стаканов! Далее: » лето, а из трубы идет дым» Окститесь, критик! Готовили-то в печи! Ни газа, ни электричества не было еще в обиходе! Вы не в курсе? Заплаты на скатерти.. так поп-то не у себя дома! На ямщицкой станции. Поэтому и баул с припасами, видимо, на станции нет ничего к чаю. Крест у попов не от собственных желаний, а по чину — определенным правилам. Критик в этом отношении, видимо, рассуждает по аналогии с уголовниками, это у них выпендреж с огромными крестами. … вобщем, прежде, чем критиковать, изучите предмет критики, а то неудобно как-то получается.. в просак опять попадете…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.