Специальной литературы для редактора не так уж много. В моей личной библиотеке пока всего две таких книги. Одна из них — «Литературное редактирование», учебное пособие для преподавателей и студентов факультетов журналистики, редакторов СМИ и журналистов.
Содержание
Обзор книги
Книга состоит из двух частей — теоретической и практикума.
Первая часть посвящена общей методике редакторской работы над текстом. Среди прочих вопросов рассматриваются:
- психологические предпосылки редактирования;
- методика редакторского анализа и правки текста;
- логика изложения и композиция;
- способы изложения;
- работа с фактами и цитатами.
Вторая часть — практикум. Приведены примеры редакторской правки и задания для самостоятельной работы. Все тексты практикума взяты из публикаций прессы.
Редактирование текстов для интернета, разумеется, имеет свою специфику. Однако, законы хорошего текста универсальны. Многие авторы, пишущие для интернета одновременно являются и редакторами своих текстов. Эта книга, безусловно, поможет им посмотреть на свои работы с редакторской точки зрения.
По старой студенческой привычке для более глубокого понимания вопроса я делал для себя выписки. Предлагаю вашему вниманию конспект одной из глав. В ней рассматривается не только, как редактор работает с текстом, но и зачем.
Конспект: Методика редакторского анализа и правки текста
стр. 44–53 1
<Начало конспекта>
Методика редактирования сосредотачивает своё внимание на сравнении вариантов текста, возникающих в процессе правки, сравнении неудачных вариантов с выправленными.2
Виды редакторского чтения
Различают три вида чтения: ознакомительное, углублённое и шлифовочное. При ознакомительном чтении следует сосредоточить внимание на содержании произведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое. Ознакомительное чтение — быстрое.
При втором, углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Читающий движется по тексту от предложения, фразы к целому тексту. Полезно, читая текст по частям, сразу формулировать замечания к каждой части.
Шлифовочное чтение — завершающий этап работы редактора над текстом. Это чтение контрольное, избирательное, подчинённое, например, определённой задаче, когда, например, возникает необходимость проверить единообразие написания имён, географических наименований, выверить цифры, даты.
Ключевой этап редакторского анализа — углублённое чтение текста. Его смысл в оценке с позиций целого каждой подробности, сообщаемой текстом.
Быть специалистом большим, чем автор, редактор не может, но владеть общей методологией оценки содержания, иметь представление о предмете редактор обязан. «Знать всё» — для редактора значит добиться, чтобы в тексте не было ни одной неясной для него фразы, ни одного слова, смысл которого понят им лишь приблизительно.
Процесс правки текста
Методика динамического редактирования советует редактору составлять своё заключение о материале сразу после ознакомительного чтения, правку вести в ходе углублённого чтения, а затем перед сдачей текста просмотреть его ещё раз.
Понимание сложности литературного процесса и психологии автора должно предостеречь редактора от правки, которая не является необходимой.
Виды правки
Принято различать четыре вида правки: правку-вычитку, правку-сокращение, правку-обработку и правку-переделку.
Цель редакторской правки-вычитки — чтение текста «насквозь». Вычитчик должен отметить его смысловые, композиционные, стилистические недочёты, обратить внимание на правильность написания географических наименований, имён и фамилий, на точность цитат, цифр и дат, проверить сопоставимость единиц измерения. Сюда входит проверка соответствия заголовков тексту и подписей под иллюстрациями изображению.
Цель правки-сокращения — уменьшить объём текста до заданного размера. Это уже прямое вмешательство в текст, поэтому редактор должен учитывать особенности его смысловой и синтаксической структуры. По характеру изменений, вносимых в текст, можно условно разделить правки-сокращения на две группы: сокращение частями и «внутритекстовые» сокращения. В первом случае из текста исключаются определённые смысловые звенья, оформленные, как правило, композиционно и синтаксически (однотипные примеры, факты одного смыслового ряда и т.п.). Если это сделано правильно, текст нуждается в минимальной последующей обработке «стыков».
Когда связь между смысловыми звеньями текста необходима, его сокращение крупными частями невозможно. Тогда прибегают к более глубоким внутритекстовым сокращениям. Здесь уже можно говорить о правке-обработке. Её цель — литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла. По своему характеру эти изменения разнообразны: сокращения, дописывание отдельных фрагментов, замена слов и оборотов речи, изменение синтаксических структур, совершенствование композиции. Правка-обработка не должна изменять особенности авторской манеры изложения.
Цель правки-переделки — создание нового варианта текста на основе материала, предоставленного автором.
Деление правки на виды по её целям условно. Профессионализм редактора проявляет себя в умелом и целесообразном сочетании различных приёмов правки.
<Конец конспекта>