Автор текста: Бобби Пауэрс
Перевод с английского: Аркадий Боралов
Никогда о нём не слышали? Я тоже, но его советы потрясающие.
Всякий раз, когда люди делятся своими любимыми книгами о писательском мастерстве, снова и снова всплывают одни и те же названия: «О писательстве» Стивена Кинга, «Птица» Энн Ламотт и «Элементы стиля» Странка и Уайта.
А недавно друг порекомендовал мне книгу по писательскому мастерству, которая была мне незнакома: «Стейн о писательстве» Сола Стейна. Я пролистал её… и обнаружил золотую жилу для авторов художественной и документальной литературы. Вот 13 лучших писательских советов от писателя и редактора Сола Стейна.
Содержание
1. Учитесь как на художественной, так и на научной литературе
«Лучшие из хороших писателей влекут нас к предметам, которые, как нам кажется, нам не интересны, пока мы не соблазнимся языком, которым они написаны». Сол Стейн
Стейн утверждает, что писателям-беллетристам и публицистам есть чему поучиться друг у друга. Авторы художественных книг мастерски вызывают эмоции, в то время как создатели научной литературы умеют подавать информацию.
Лучшие авторы умеют и то, и другое: они оборачивают факты в убедительные истории. Читайте художественную литературу, чтобы узнать, как рассказывать истории; читайте документалистику, чтобы научиться описывать факты.
Не ограничивайте себя небольшим кусочком огромного писательского мира, вроде фэнтези, мистики или поэзии — учитесь у авторов из разных областей.
2. Наполните факты смыслом
«Просто фактов зачастую недостаточно, чтобы привлечь внимание читателя к всей истории. Контекст — вот что проясняет их и придаёт им важное значение». Сол Стейн
Между информацией и историей огромная разница. Первое — это необработанные детали: кто, что, когда и как. Последнее добавляет ключевой ингредиент ПОЧЕМУ.
Почему читателю должна быть интересна информация, которой вы делитесь. Сообщать факты может кто угодно, но только настоящий писатель способен наполнить их глубоким контекстом, смыслом и целью.
Используйте эти вопросы, чтобы понять, даёте ли вы читателю больше, чем просто факты:
- Вы начали свой рассказ с рассказа?
- Если бы вы были читателем, продолжили бы вы читать свой текст после первых одного-двух абзацев?
- Уделили ли вы столько же внимания средствам вашего контента (сюжету, темпу и форматированию), сколько самому контенту (основному сообщению, сюжету или выводам)?
3. Переходите от точности к искусству
«Репортаж в научной литературе может быть точным, как фотография, сделанная просто для фиксации события. Однако лучшие образцы научной литературы часто выходят за рамки простого протокола и включают события, которые произошли где-то в другом месте или ранее… взгляд превращается в понимание, репортаж становится искусством. Как и художественная литература, документалистика лучше решает свою задачу, когда вызывает у читателя эмоции». Сол Стейн
Обратите внимание на различие между этими двумя предложениями:
«Вчера Генри Сорбино арестовали за кражу кошелька».
«Вчера утром Генри Сорбино вошел в магазин на Одиннадцатой улице с зонтиком, а вышел, неся зонт и чужую сумочку».
Стейн приводит этот пример, чтобы показать, как писатель может найти более художественные способы сообщить обычную информацию.
Найдите новый способ — свой — вдохнуть свежий воздух в затхлые сказки. Извлеките таинственное из обыденного. Выделите интересные лакомые кусочки из безвкусных историй. Превратите точность в искусство.
4. Говорите то, что не говорят
«Давным-давно я поклялся никогда не писать ничего безобидного. Работая в течение многих лет с сотнями авторов, я пришел к выводу: единственное, что больше всего влияет на успех статьи или научно-популярной книги — это смелость автора рассказать о себе или своем окружении то, о чём обычно умалчивают. Чтобы стать писателем, нужно мужество …
То, что люди, не являющиеся писателями говорят друг другу в повседневном разговоре, можно говорить. Что делает произведение интересным, так это готовность автора говорить то, что люди обычно не говорят. Лучшие, блещущие оригинальностью писатели, как правило, наиболее откровенны». Сол Стейн
Я читал похожие советы у Стивена Кинга и Чака Паланика, поэтому считаю, что этот совет действительно важен.
Стейн приводит в пример историю о бизнесмене, который подбирает автостопщика по имени Ук и сразу же сожалеет о своем решении:
«Кожа руки Ука казалась шелушащейся, как у рептилии. Даже когда мужчина пытался улыбнуться, его лицо не отвечало. Его губы поджались, как и у Питера Лорре, но это все. Я подумал: если бы мать этого человека прижала подушку к его лицу, когда он был младенцем, осудил бы её кто-нибудь?»
Чёрт подери! Это мрачная штука. Но интуитивная природа этого описания привлекает читателя. Сколько вы знаете людей, у которых хватило бы смелости написать что-то подобное?
Чем ближе вы подойдёте к изображению человеческой природы во всей её тёмной глубине, тем интереснее будет ваша работа. Это не значит, что вам нужно писать мрачно, но вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО необходимо писать честно. Как в художественной, так и в документальной литературе честность означает изображать вещи такими, какие они есть на самом деле.
5. Сделайте так, чтобы ваши читатели сопереживали
«Я убеждён, что нам нужно познакомиться с людьми в машине, прежде чем мы увидим автокатастрофу. События рассказа не повлияют на наши эмоции, если мы ничего не знаем о персонажах». Сол Стейн
Лучшие писатели создают персонажей, которые становятся для читателей почти реальными. Один из моих любимых примеров — цикл о Гарри Поттере. Джоан Роулинг заставила читателей сопереживать судьбе всего волшебного мира и даже второстепенным персонажам, таким как домовый эльф Добби и паук Арагог.
Оба персонажа с самого начала были неприятными, и если бы они умерли в начале истории, читатели просто перевернули бы страницу и двинулись дальше. Но прежде чем убить их, Роулинг заставила читателей узнать их с более мягкой стороны, показав любовь Добби к Гарри и преданность Арагога Хагриду.
Не тратьте пулю на того, чья смерть ничего не значит для ваших читателей. Заставьте своих читателей поближе познакомиться с персонажем, прежде чем с ним случится что-нибудь существенное — хорошее или плохое.
6. Описывайте персонажей через их поступки
«Персонажи приобретают индивидуальность, когда что-то делают и говорят, а не тогда, когда автор нам о них рассказывает. Никогда не прерывайте историю, чтобы кого-то охарактеризовать. Не рассказывайте читателю, каков ваш персонаж — пусть читатель увидит, как ваши герои действуют». Сол Стейн
Вы описываете личность персонажа, когда вместо этого могли бы её показать?
Вместо того чтобы описывать личность вашего главного героя («Дейв был разговорчивым парнем, который никогда не убегал от драки»), подумайте о том, чтобы поместить вашего читателя в сцену с диалогом Дэйва («Верно, Терри, я ударил парня. Один удар — и он валяется ничком. Я этим горжусь. Следующий парень, который так со мной поступит, тоже получит»).
Или покажите разговорчивость Дэйва в его длинных диатрибах, в то время как другие персонажи изо всех сил пытаются ввернуть хоть слово. Или представьте бывшую девушку Дэйва, которая рассталась с ним, потому что он часто приходил с фингалом под глазом и никогда её не слушал.
Найдите способ персонализировать своих персонажей с помощью их слов, а не ваших.
7. Создайте напряжение и стресс
«Писатели — нарушители спокойствия. Психотерапевт пытается снять стресс, напряжение и давление. Писатели — не психотерапевты. Их работа — вызывать у читателей стресс и напряжение. На самом деле читатели, которые ненавидят эти вещи в жизни, любят их в художественной литературе». Сол Стейн
В жизни отсутствие конфликтов часто ведёт к счастью. В литературе бесконфликтность приводит к нечитаемым рассказам и неинтересным сюжетам. Конфликт подогревает напряжение, которое удерживает читателя.
По словам Стейна, «Худший способ начать рассказ — это сказать: «Они были замечательной парой. Он любил её, и она любила его. Они никогда не спорили». Результат — мгновенная скука. Скука — величайший враг как читателя, так и писателя».
Поддерживайте интригу на протяжении всей истории, а чтобы облегчить напряжение, предложите читателю немного юмора. Слишком сильное напряжение может раздражать читателя, но правильная доза его удерживает.
8. Оставьте героя висеть
«Suspense» происходит от латинского слова, означающего «повесить». Считайте себя палачом. Вы подводите своего читателя к краю обрыва, на котором вешаете своего героя на кончиках пальцев. Вы не должны вести себя как сострадательный человек, вы не спасатель. Ваша задача — как можно дольше не спасать героя. Оставьте его висеть». Сол Стейн
Один из эффективных способов создать напряжение на протяжении всей истории — запустить несколько параллельных сюжетных линий. Например, глава 1 завершается неприятностями с Ширли, затем глава 2 посвящена парню Ширли, убегающему от ростовщиков. Глава 3 возвращается к Ширли и заканчивается тем, что она попадает в новое затруднительное положение. Перемещаясь между персонажами и их дилеммами, читателю некогда остановиться, чтобы даже пописать!
«Обязанность писателя — создать ситуацию, требующую разрешения, а затем безответственно ускользнуть от проблемы и заняться другими вещами, продлевая и обостряя отчаянную потребность читателя в разрешении конфликта», — говорит Стейн.
Действуйте безответственно. Отложите удовлетворение. Не заканчивайте глуву аккуратными поклонами, оставьте ситуацию незавершённой. Чем дольше вы будете тянуть, чтобы «завязать бантик», тем больше радости будет у читателя, когда он «откроет подарок».
9. Создайте доверие
«Доверие — это центральная часть того, что делает писатель. Он создаёт мир, в котором придуманные персонажи должны казаться такими же реальными, как и люди, которые нас окружают в жизни. То, что с ними происходит, каким бы необычным оно ни было — а оно должно быть экстраординарным — должно быть правдоподобным … Худшая ошибка, которую может сделать писатель — это не иметь убедительной мотивации для поступков, являющихся в истории центральными». Сол Стейн
Стейн выступает за то, чтобы на ранних этапах истории «закладывать» мотивацию персонажа к его будущим поступкам. Если вы хотите, чтобы ваш хорошо воспитанный главный герой в конце ограбил банк, вам стоит найти способ показать читателю мотивы, которые побудят его к ограбления.
Например, если мотивация главной героини состоит в простом выживании, добавьте эпизод, в котором она наблюдает за тем, как её сын облизывает миску после скудной еды.
Если же главного героя побуждает к ограблению погоня за острыми ощущениями, а не выживание, продемонстрируйте эту черту его характера в самом начале истории. Вы можете включить воспоминание о главном герое в возрасте 10 лет, когда он крадет шоколадный батончик в бакалейной лавке, хотя в его карманах звенит еженедельная порция карманных денег.
Посейте мотивы персонажей в благодатную почву читательского разума, а затем полейте их историями.
10. Избегайте ненужных повторений
«Один плюс один равно половина». Сол Стейн
Заманчиво рассказывать одно и то же разными способами. В конце концов, повторение может быть мощным инструментом при правильном использовании. Но Стейн советует писателям остерегаться ненужных повторов, потому что это ослабляет текст. Каждое слово должно служить определенной цели, не используйте два слова там, где достаточно одного.
Писатель Нил Гейман формулирует это так: «Начните с идеи, что вместо того, чтобы получать оплату словом, вы платите словом. Чем меньше слов вы тратите, рассказывая свою историю, тем лучше».
11. Откажитесь от первого порыва
«Первое, что обычно приходит в голову — это клише. Мы видим высокого мужчину, привлекательную женщину, комнату, полную людей, аккуратно подстриженный газон. Работа писателя — искать отличительные детали, особенности, визуализировать то, что должен увидеть читатель… В идеале писатель видит так, как никто не видел раньше, но все могут узнать». Сол Стейн
У каждого писателя есть запрограммированные годами фразы и клише по умолчанию. Ваша задача — научиться отменять эти значения.
Одно из любимых слов Стайна — «особенность» — акт рисования для читателя уникального и яркого мысленного образа. Вот один пример, который он предлагает:
Ленивое описание: «Вернон был заядлым курильщиком».
Лучше: «Когда официантка слышала голос Вернона, она, не спрашивая, направляла его в салон для курящих».
Не довольствуйтесь шаблонами и клише, заставьте себя найти более яркие слова.
12. Создайте конверт
«Иногда я описывал студентам опыт читателя как «конверт». Было бы ошибкой заполнять конверт настолько большим количеством подробностей, что воображению читателя остаётся мало или ничего. Работа писателя состоит в том, чтобы заполнить конверт ровно настолько, чтобы запустить воображение читателя». Сол Стейн
Вы когда-нибудь читали роман, в котором автор опустошил чернильницу, подробно описывая каждый предмет одежды персонажа? Что вы чувствовали, читая это роскошное описание?
Некоторым такой уровень детализации может сойти с рук, но для большинства писателей лучше «создать конверт» и позволить читателям заполнить его подробностями.
Стейн советует использовать для каждого персонажа один или два «маркера»: легко идентифицируемые сигналы, которые показывают читателю ключевые черты персонажа. Обычно они включают одежду, татуировки, манеры, еду или особенности речи, которые указывают на социальный уровень персонажа, его личность и воспитание.
13. Читайте то, что хотели бы написать
«В конце концов, вы пишете то, что читаете… Чего я никогда не видел, так это того, чтобы писатель преуспел в той области, которую он не читает для удовольствия». Сол Стейн
Хотя вы можете (и должны) учиться на всех книгах, которые читаете, важно уделять много времени изучению лучших произведений в вашей области. Это одна из причин, по которой я читал таких авторов, как Райан Холидей, Тим Деннинг, Синем Гюнель и Энтони Мур. Их работы помогают мне стать лучше.
Вместо того чтобы избегать произведений, которые заставляют вас ревновать, смиренно сядьте у ног их авторов и учитесь у них. Затем идите и делайте то же, что делают они, но по-своему.
Книга «Стейн о писательстве» содержит множество идей для авторов любого жанра. Если вам понравилось это резюме, я предлагаю прочесть всю книгу.
Удачного письма!
Источник
Фото на обложке: Дебби Хадсон на Unsplash
Спасибо! прочла с удоволствием