Типология заказчиков: руководство к действию

карточка каталога

Здесь я собрал свой опыт работы с разными заказчиками: кому-то может пригодиться. Какие виды заказчиков встречаются и как с ними быть.

Иметь домашние заготовки всегда полезно, а экспромт особенно хорошо удаётся, если он подготовлен.

Когда работаешь в профессии хоть сколько-нибудь долго, начинаешь замечать, что заказчики как бы повторяются. «Как бы» потому что при всей похожести каждый заказ всегда индивидуален.

Замечать сходство очень забавно. Однажды в голову приходит мысль составить типологию заказчиков.

Адекватный

Не заказчик — мечта. Он точно знает что хочет, внятно ставит задачу, не торопит, предупреждает вопросы и старается сделать всё от него зависящее для их скорейшего решения, доверяет, но и доброжелательно проверяет.

Что делать
Ценить и наслаждаться сотрудничеством. Жаль — такие заказчики очень редки.

Перфекционист

Тяжёлый клинический случай. Этот человек болезненно жаждет только идеала: никаких полумер, компромиссов и тем более каких-либо готовых решений.

Бесконечно изобретает велосипед, ибо он не доверяет чужим решениям и просто обязан ежедневно открывать заново колесо.

Если вам кажется, что вы обсудили все-все нюансы и работу можно уже в конце концов сделать, не обольщайтесь: завтра появятся новые соображения, которые во что бы то ни стало необходимо включить в формулу конечного результата.

Найденное вчера решение придётся пересматривать и выполнение работы снова отодвинется.

Что делать
Самое разумное — уйти, собрав вещи. Даже если вы наступите на горло голосу разума и убедите себя, что профессионал должен справляться с любыми задачами, удовлетворения от этой работы всё равно не будет. Заказчик не будет доволен по определению, а вы останетесь с нервным истощением.

С отшибленным чувством времени

Декабрь, двадцатые числа, звонит клиент: нужно сделать то-то и то-то. Ок. Переговорили, сформулировали задачу, определили стоимость, наметили вопросы, которые нужно решить до начала работы.

Я: до конца года я заканчиваю текущий проект, к работе могу приступить 11 января.
Клиент: нет-нет, я гулять не планирую, давайте не будем тянуть.
Я: ок. Решайте вот эти вопросы, 3 января созваниваемся и начинаем работу.
(3 января. Звоню, дозваниваюсь не сразу.)
Клиент: ой, я прямо сейчас сижу в самолёте, еду на отдых.
Я (не особо удивлён): ок. Жду вашего звонка.
(На календаре 10 июля.)
Звонок от клиента: я готов, можно начинать работу.
Я: к сожалению, сейчас я занят. Ваша работа планировалась на январь.
Клиент: как же так? Мы же договаривались…

Что делать
Подобного клиента трудно распознать сразу, но прокалывается он довольно быстро.

Ещё по теме:  ТЗ копирайтеру глазами копирайтера

Назначать время созвона и выхода на связь нужно с любым заказчиком, а здесь это наипервейшее: уточнять кто кому и при каких условиях будет звонить. Важно также заранее назначить себе срок ожидания (например, пять дней), по истечении которого считать себя свободным от обязательств.

Иногда с таким клиентом удаётся договориться о новых сроках. Если он не желает ждать и уходит, жалеть о таком заказе не стоит.

«Фоманеверующий»

Для такого заказчика исполнитель не авторитет. От слова совсем.

Один из запомнившихся случаев. Делал ремонт санузла. Объяснять что-либо заказчику бессмысленно: мастеру он не верит. Другое дело Марья Семёновна, соседка. Она в восьмидесятых годах работала бухгалтером то ли в госплане, то ли в госстате. Вот она — авторитет. Она знает, как прокладывать трубы и класть плитку. А я — мастер — как бы не в счёт. И то, что я сделал до этого пятьдесят санузлов ничего не меняет.

Кстати. Именно встреча с заказчиком этого типа привела меня к идее писать для интернета, а затем ссылаться на эти «авторитетные источники».

Что делать
Работать с таким заказчиком муторно. Лучшее решение, конечно, — не связываться. Но тут уж как получается.

Где возможно — сделать как он хочет. Критически важные вещи делать строго на своё усмотрение. И постоянно напоминать, что за результат отвечаю я, исполнитель, а не «марьсемённа».

Доверяющий на 100%

Очень редкий тип заказчика. С одной стороны с ним легко, но с другой — он все вопросы делегирует вам. Для компетентного исполнителя такая работа не проблема. Необычного в ней довольно редкое чувство, когда не хочется обмануть высокие ожидания другого человека.

Если по обыкновению пытаешься с таким заказчиком обсудить какие-то вопросы, он говорит просто: не рассказывай мне это, сделай, как для себя. Ему всё нравится, он действительно доверяет исполнителю чуть более чем полностью.

Этот вид заказчиков редок, как единорог. За всё время работы он встретился мне всего лишь дважды.

Что делать
Работать и наслаждаться свободой принятия решений.

Обыкновенный

Немножко представляет, что хочет, но не до конца.

Немножко не доверяет, ибо много раз обманывали.

Ещё по теме:  Как оптимизировать изображения на сайте и зачем это делать

Хочет побыстрее, но не готов всё бросить и отвечать на мои вопросы и выполнять свою часть подготовки к проекту. Он пока немножко надеется на чудо: захотел — и всё случилось само.

После получения выполненной работы заметно, что это немножко не то что он ожидал.

Посмотрев на работу во второй или в -дцатый раз постепенно понимает, что результат в общем лучше, чем он надеялся.

Что делать
Универсальное и мощное средство — разговаривать с заказчиком. Задавать вопросы, побольше слушать. Объяснять, почему это решение хорошее, вот так лучше не делать, а так просто недопустимо.

Люди очень разные. Тем полезнее научиться видеть в них знакомые паттерны поведения. Поделитесь своими наблюдениями, давайте сравним наш опыт!

 

4 комментария на “Типология заказчиков: руководство к действию

  1. Какой классный разбор заказчиков! Очень полезный пост для работающих с клиентами! Да и в жизни хорошо знать такие типажи!

  2. Cпасибо за статью! Легко и с юмором. Люблю такие. Я сталкивалась с несколькими типами клиентов )) Поэтому хорошо понимаю.

  3. Исчезающий. Этот тип делает заказ, вы обговариваете время звонка, чтобы обсудить подробности, но клиент не звонит. Это в начале переговоров. Хуже, когда в конце. Вы всё обговорили, друг друга поняли, выполнили заказ, ждёте обратной связи в виде вознаграждения и отзыва, а его нет, на звонки вам не отвечают, результат, которым вы были довольны, зависает в воздухе.

    Что делать:
    В первом случае, не принимать близко к сердцу, возможно что-то случилось у клиента, ему просто не до заказа.

    Во втором случае, брать хороший аванс, чтобы не было очень больно. Отпустить ситуацию. В моём случае, работу делала за отзыв. Клиент исчез на последнем этапе. Спустя пару месяцев, я написала. Не знаю, что произошло тогда, но в итоге клиент доволен, отзыв хороший. Иногда и позвонить в тягость, случаи бывают разные. Так что, понимания и терпения желаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *