Автор:
Александр Васильев,
копирайтер, коммерческий писец, блогер.
Сайт.
Без внятного ТЗ — результат ХЗ. Это не то, чтобы аксиома, но в большинстве случаев чистая правда. Или несколько раз переписанные тексты, нервы, впустую потраченное время и фразы от клиента «это хорошо, но это совсем не то, что я имел в виду».
Интернет полон статей о том, как клиент или заказчик должен составлять техническое задание для копирайтера. Есть материалы, которые написали SEO-оптимизаторы, статьи, которые написали маркетологи, тексты от специалистов по продажам. Все эти люди отлично знают, какие исходные данные дать копирайтеру, чтобы текст, написанный этим самым копирайтером, соответствовал и удовлетворял на все 146%.
Редко кто спрашивает копирайтера: мил друг, а чего тебе надо?
Содержание
Какое техзадание нужно копирайтеру?
Когда я пишу какой-либо материал на заказ, чаще всего я слышу от клиента фразу: «мне нужен текст на сайт, с ключами и такой чтоб нормальный. И уникальность!». Естественно, этого мало. Нет, возможно, есть в мире несколько таких специалистов, которые могут написать текст и по такому ТЗ. Я так пока не умею — недостаточно просветлён.
Я всегда стараюсь требовать от клиента как можно более подробное техзадание. Некоторых это нервирует: «вы же профессионал, что я вам всё должен рассказывать?», спрашивают они. Милые мои, именно потому, что я профессионал, я и достаю вас своими вопросами и просьбами.
Итак, что я требую от клиента:
Цели и задачи
В первую очередь — цели и задачи. Иными словами, мне нужно четко понимать, какую задачу вы хотите решить с помощью этого текста. Зачем вы вообще заказываете этот текст, и какая от него должна быть польза.
Далее — тематика. Высокие технологии, спорт, кулинария или ЗОЖ. Часто бывает такое, что клиент говорит о сайте строительной компании, а оказывается, что это — продажа стройматериалов. Согласитесь, немного разные вещи. Мне нужно точно знать, о чем я буду писать.
И конечно, мне нужно знать, какой тип текста вам нужен. Что это будет: анонс товара или мероприятия, информация о чем-либо, обзор, аналитика, пресс-релиз, интервью… Точнее и конкретнее. Будет ли это текстом для холодной e-mail рассылки, аналитической статьёй для тематического портала или текстом на сайт в раздел «о компании». Возможно, это будет простой пресс-релиз в областную газету, а может быть, вам нужен активный продающий текст «Купи скорее, купи, а то сгорит всё, купи-купи-купи!!!».
Целевая аудитория
Второй не менее важный пункт, который я всегда уточняю у клиента — целевая аудитория. Кто будет читать мой будущий шедевр, для кого я буду стараться, кому нужно донести информацию.
Очень часто мне говорят: нужен «текст для всех», на широкую аудиторию, от студентов до пенсионеров, включая кормящих мам, одиноких байкеров-алкоголиков, преподавателей ВУЗов, строителей, водителей маршруток, медработников среднего звена и восьмиклассниц-лесбиянок. Это чушь собачья. Каждый текст должен быть рассчитан на определенную аудиторию, и если ваша аудитория настолько широка, заказывайте для каждого из её сегментов (для пенсионеров, милиционеров или академиков) отдельный текст.
Рассказывать, например, о преимуществах мобильного телефона фирмы «аппле» пенсионерам и студентам нужно по-разному. Первым — про четкое изображение, крупные цифры, надежный корпус и хорошую слышимость. Вторым — про возможность установки всевозможных приложений, об интернет-серфинге и прелестях айтюнс. Как-то так.
Место публикации текста
Всегда нужно понимать, где будет впоследствии опубликован текст: будет ли это ваш собственный сайт, сторонний портал вашей тематики, блог, СМИ или какая-нибудь социальная сеть. От этого, в первую очередь, зависит стиль будущего текста. Я могу писать по-разному, официально и не очень, строго и с шутками-прибаутками, матом и даже (тьфу-тьфу, не дай бог, конечно) канцеляритом.
Хорошо, когда клиент пишет: «мне надо тексты в разделы «контакты» и «о компании» на мой сайт». Плохо, когда он говорит: «хочу текст на 5000 знаков про клизматроны». Куда и для кого писать — непонятно.
Технические данные
Объем будущего текста имеет значение. Большинство тем оформления, которые используются на сайтах, имеют определенные (а часто и фиксированные) размеры текстовых полей. И из-за того, что неверно подсчитан объем будущего текста, меняется расположение тех или иных блоков, смещаются тексты, изображения и элементы дизайна относительно друг друга. Вёрстка, что называется, «едет». Поэтому стоит заранее определить, сколько примерно знаков текста вам потребуется.
Та же ситуация возникает и при публикации текста в обыкновенные СМИ — в газеты, журналы, каталоги. Если на сайте можно всё это как-то подвинуть, слегка ужать, то на бумаге это делать на порядок сложнее. Здесь вам выделена определенная площадь под определенный объем текста. И крутитесь, как хотите.
Во-вторых, это нужно как для корректной верстки, так и для определения вашего бюджета — многие копирайтеры, в том числе и я, часто берут оплату именно по количеству знаков. Если вы договорились с копирайтером о позначной оплате, помните: больше знаков — больше денег.
Сроки
Обычно, в этом вопросе недоразумений возникает меньше всего, и всё же я напомню: сразу же определяйте сроки сдачи драфта и окончательной сдачи проекта. Копирайтер-фрилансер, как и любой бизнесмен, старается планировать свое рабочее время. Ему так же, как и вам, необходимо время на сон и отдых, на работу с другими проектами (да, представляете, вы можете быть не единственным клиентом копирайтера!), на личные дела. И хороший копирайтер непременно будет говорить с вами о сроках, забирая время с некоторым запасом.
Я крайне редко берусь (стараюсь вообще никогда не браться) за проекты «надо вчера» или «сделайте завтра ну пожалуйста, мы горим». Потому что завтра у меня обычно расписано с девяти утра и до восьми вечера. Или поднимаю цену втрое — мне же придется работать ночью, овертайм. И сразу выясняется, что мы вовсе не «горим», так, «слегка тлеем» и можем подождать.
Если нужна поисковая оптимизация
Естественно, большинство текстов для сайтов должны быть оптимизированы, содержать в себе правильные заголовки, ключевые слова и поисковые фразы. Так дайте же мне их — я копирайтер, а не оптимизатор, моя задача — написать для вас полезный текст, а не продвинуть ваш сайт в первые строки поисковой выдачи.
Что я требую от клиента для написания seo-текста:
Ключевики и поисковые фразы
- Семантическое ядро. Если клиент уже работает с SEO-специалистом, у него должно быть такое ядро. Чаще всего это электронная таблица с поисковыми запросами по тематике сайта. Не буду сильно углубляться: если оно есть — хорошо. Если его нет — смысл тогда вписывать в текст какие-то взятые с потолка ключи?
- Поисковые фразы с точным вхождением, которые должны быть в тексте. Как правило, именно по этим фразам seo-шник осуществляет продвижение вашего сайта в ТОПы.
- Список ключевых слов и фраз, которые желательно употребить в тексте. Seo-шник знает.
- Если надо — title и description. Или рекомендованные ключевики для их составления.
Заголовки и подзаголовки
Кроме ключевиков, title и description, текст должен иметь заголовок типа H1 и пару заголовков типа H2 и H3. Это вам скажет любой seo-шник. И именно seo-шник должен подобрать подходящие заголовки для будущих текстов. Он прочёсывает семантическое ядро, работает с Яндекс Wordstat и выбирает то, что считает нужным, после чего выдает что-то вроде: «H1: Где недорого и быстро купить собаку в Ярославле».
Если ваш seo-шник добросовестный специалист, он продумает все заголовки, количество ключевиков и поисковых фраз в тексте, сам пропишет правильный тайтл и описание. Копирайтеру не нужно будет делать за него его работу. Повторюсь, я не оптимизатор, и вполне может так получиться, что красивый и яркий заголовок, придуманный мной, сведет на нет кропотливую работу оптимизатора, несмотря на то, что и фразы в текст вписаны, и слова ключевые равномерно по тексту разбросаны. Да, так случается, я с таким сталкивался, и не раз. Именно поэтому при обсуждении будущих seo-текстов с заказчиком я обращаю внимание на заголовки.
И еще немного про SEO
За то время, что я пишу тексты для сайтов, я научился и сбору семантического ядра, и подбору запросов по тематике, и написанию тайтлов с дескрипшенами, составлению заголовков и прочим seo-штучкам, необходимых для seo-текстов. И время от времени я это делаю для некоторых клиентов. Для тех, кто готов оплачивать такие мои услуги сверх стоимости написания текста. Ибо, как говорил дедушка Маркс, всякий труд должен быть оплачен.
И еще немного информации… и побольше, побольше!
Конечно же, для того, чтобы написать текст, мне обязательно потребуется дополнительная информация, которая касается непосредственно вас или вашего продукта. Данные о компании, технические характеристики товара, перечень услуг, которые вы оказываете, и так далее. Мне потребуется ваше уникальное торговое предложение, всё, что вы сможете предложить и предлагаете своим клиентам.
Чем больше я буду про вас знать, тем полезнее будут написанные мной тексты. Примерно такие слова говорят адвокаты своим подзащитным: не скрывайте от меня ничего. Ваши коммерческие тайны мне совершенно неинтересны, и разглашать их я никому не собираюсь. Даже если ваш товар — откровенное говно, мы попробуем обернуть это на пользу: говно, зато недорого и с доставкой на дом. Утрирую, конечно.
Находите время для работы и переговоров с копирайтером, заваливайте копирайтера информацией, пусть ее будет слишком много. Оставайтесь на связи, хотя бы в рабочее время, помогайте автору, не становясь в позицию « я вам денег заплатил и теперь жду». Тексты нужны именно вам, именно вам эти тексты впоследствии будут приносить пользу и прибыль. Дружите с копирайтерами и у вас всегда будут красивые и полезные тексты.