Саймон Таунли,
британский копирайтер, журналист и редактор
Источник
Если вы пишете, иметь идеи — одна из важнейших частей вашего ремесла. Но, похоже, это одна из самых сложных и трудных частей всего процесса.
Как вы поддерживаете поток идей? Откуда вы черпаете то разнообразие, из которого потом выбираете? Как удостовериться, что это убойная идея и она действительно выделит вашу статью, рекламное объявление или пост в блоге среди прочих?
Некоторые предпочитают ждать вдохновения, чтобы нанести удар. Однако большинство профессиональных писателей не имеют такой роскоши. Идеи требуются им каждый рабочий день, а не только время от времени.
К счастью, существует формула для производства идей на постоянной основе. Конечно, как и у всех формул у неё есть пределы. К креативности нельзя принудить. И использовать только один метод для выдвижения идей было бы полным безумием. Но если вам нужно регулярно создавать сильные и креативные идеи в рамках своей писательской карьеры, то эту формулу и то, как её использовать стоит знать.
Прежде всего, что такое идея? Ну, по словам Джеймса Уэбба Янга в его книге «Техника производства идей», написанной в 1940-х годах:
«Идея — это не что иное, как новая комбинация старых элементов».
Как же объединять старые элементы в новые? К счастью, Янг нам подсказывает:
«Способность собирать старые элементы в новые комбинации во многом зависит от способности видеть отношения».
Янг говорит, что способность видеть отношения между фактами является наиболее важной движущей силой в выработке идей. По его словам, это привычка ума, «которую можно развивать».
Как это культивируется? Нужно много читать, проявлять активный интерес к жизни, миру, окружающим вас людям, широкому разнообразию предметов и областей обучения.
Существует также формула из пяти шагов, которые Янг перечислил в своей книге. Добавив еще два шага, можно замкнуть круг обратной связью, которая улучшит и расширит творческие способности.
Итак, семь шагов к идее:
Шаг 1: соберите информацию
Информация — это сырьё, из которого рождаются идеи. Существует два типа информации: конкретная и общая.
Общая информация включает в себя практически всё и вся, и собирать её — пожизненное упражнение. В основном оно сводится к общему образованию, и его можно повышать по обычным каналам: много читать, активно интересоваться жизнью и окружающим миром, и, в частности, людьми: как они живут, что думают, как себя ведут.
Конкретная информация относится к теме, над которой вы сейчас работаете. Безусловно, её нужно собрать и держать под рукой. Если вы пишете о продукте или услуге, вы ожидаете, что клиент предоставит большую её часть. Но вы наверняка захотите провести и собственные изыскания. Если вы пишете для своего блога, вам придётся собирать всю информацию самостоятельно.
В наши дни благодаря интернету собирать информацию очень просто. Обратной стороной этой простоты является необходимость быть рассудительным и отбрасывать то, что на самом деле не актуально. В противном случае вы окажетесь перегружены во время шага 2, где вам нужно будет просеять информацию.
Шаг 2: просейте информацию
Работайте над информацией, поворачивайте её так и сяк, пока не увидите, как всё сочетается. Стремление к непосредственному «значению» может быть контрпродуктивным. Возможно, вам придется попробовать более тонкий подход к теме и посмотреть на факты с разных сторон.
Если на этом этапе вам начнут приходить фрагменты идей, записывайте их, даже если они кажутся сумасшедшими.
Чем больше вы поворачиваете и просеиваете информацию, тем лучше вы её понимаете, тем легче вам будет увидеть и по-настоящему понять отношения. И тем больше идей у вас появится.
Шаг 3: позвольте информационному пузырю надуться
Следующий этап — дать информации «повариться в уме на медленном огне». Вы должны позволить своему бессознательному поработать над ней какое-то время. Хорошая идея — заняться в этот момент чем-нибудь ещё, чтобы стимулировать воображение и эмоции. Попробуйте читать, слушать музыку, медитировать, гулять, пока ваш мозг переваривает факты.
Или вы можете попробовать традиционный подход — залезть в тёплую ванну и дождаться озарения.
Шаг 4: «Эврика!» — пусть идеи текут
Именно на этом этапе как будто «из ниоткуда» должны появиться идеи. Здесь вы расчитываете на момент «Эврика!». Ответ на вашу проблему может появиться в голове без видимой причины.
Но что, если он не придет? Продолжайте записывать идеи, которые приходят в голову. Если они пока недостаточно сильны, не паникуйте, потому что у вас будет ещё один заход на эту часть процесса. Возьмите самые лучшие идеи, которые вы придумали, и переходите к пятому шагу.
Шаг 5: оформите и развейте свою идею
Теперь идея должна быть сформулирована и превращена в нечто реальное. Здесь на первый план выходят ваши навыки письма.
Шаг 6: поделитесь своей идеей
Теперь покажите свою идею другим людям и послушайте, что они скажут. Может быть, они что-то добавят и сделают её лучше. Это, в свою очередь, может дать новые идеи, так процесс становится все более творческим.
Шаг 7: обновите и повторите
При необходимости используйте обратную связь, полученную на шаге 6, и добавьте новые соображения к информации, собранной на шаге 1. Затем повторите шаг 2, проанализируйте новую информацию с учетом всех имеющихся фактов. Затем повторите шаги 3, 4, 5 и 6.
Продолжайте в том же духе, пока у вас не будет самой лучшей идеи, которую вы только можете придумать. Или пока вы не наступит дедлайн, и вам придется идти с тем, что вы разработали к этому моменту.
Итак, хорошая новость заключается в том, что быть более креативным и иметь более сильные идеи можно научиться. Следуйте по этому пути:
- соберите информацию;
- просейте;
- дайте отстояться;
- позвольте идеям течь;
- оформите идеи;
- поделитесь ими;
- используйте обратную связь, и повторите процесс, чтобы укрепить свои идеи.
Это хорошая новость. Плохая новость заключается в том, что, несмотря на всё, что я сказал вначале о важности идей (поймите меня правильно, они важны) несмотря на это всё, правда в том, что идеи — это лёгкая часть задачи.
Да, идея это просто. Исполнение — вот что действительно сложно, здесь нужна настоящая гениальность. И вы можете овладеть искусством письма только через тяжёлую, долгую и упорную работу.
В оформлении использованы работы художника Eric Le Pape (Франция)